БЛОГ KLIMOVSAFONOVA.RU

Основные этапы

разработки франшизы

Автор: Климов Владимир Анатольевич, Сафонова Наталия Григорьевна
партнеры «Климов и Сафонова консалтинг»
14 ноября, 2023
Основные этапы
разработки франшизы
БЛОГ KLIMOVSAFONOVA.RU
Автор: Климов Владимир Анатольевич, Сафонова Наталия Григорьевна
партнеры «Климов и Сафонова консалтинг»
14 ноября, 2023
Основные этапы
разработки франшизы
В данной статье расскажем об этапах разработки франшизы
Начнём нашу статью с теоретической части, а именно ответим на вопрос: Что такое франшиза?
Франшиза — это система взаимовыгодных партнерских отношений, возникающая между продавцом и покупателем франшизы.

Какие основные типы франшиз существуют?
  • Франшиза с фиксированной ценой: продавец устанавливает фиксированную цену за свои услуги, которую покупатель должен заплатить.
  • Франшиза с переменной ценой: цена может меняться в зависимости от изменений рыночных условий.
  • Франшиза без процентов: покупатель не получает никаких процентов от прибыли продавца.
  • Франшиза с возможностью выкупа: при покупке франшизы покупатель имеет право выкупить ее по заранее оговоренной цене.

Как работает франшиза?
Франчайзер (продавец) предоставляет покупателю франшизу, то есть право использовать свой бренд, систему управления, технологию бизнеса и налаженную инфраструктуру для ведения своего дела. Покупатель выплачивает продавцу ежемесячную роялти за использование его интеллектуальной собственности. Кроме того, он обязуется следовать правилам и стандартам, установленным франчайзером.
Основные термины
Франчайзинг – это система взаимовыгодных партнерских отношений, возникающих между продавцом и покупателем франшизы (фр. franchise — льгота, привилегия, прим. право на использование бренда и бизнес-модели).
Франчайзер (продавец), говоря простыми словами, – компания с узнаваемым брендом, большим опытом в ведении бизнеса, положительной репутацией, широкой клиентской базой.
Франчайзи (покупатель) – фирма или частный предприниматель, купившие право работать под чужим брендом. Партнерство основано на предоставлении лицензии на использование товарного знака, системы управления, технологии бизнеса со взаимными обязательствами и льготами по его ведению.
Что входит во франчайзинг для покупателя?

1. Бренд.
Франшизы с самыми известными именами стоят всех дороже. Например, KFC, Burger King, Black Star - дают сразу же преимущество перед конкурентами на региональном рынке.

2. Дизайн-проект.
Франчайзер готовит для Вас технологический план, расстановку мебели и оборудования, дизайн-проект Вашего офиса / ресторана/ магазина с учетом особенности помещения и фирменных стандартов. Помогает грамотно просчитать торговое и технологическое оборудование, что значительно сокращает вероятность заказа ненужного или неподходящего Вам "снаряжения". Помогает подготовить документы для регистрации компании (разобраться с ОКВЭДами, налогообложением, бухгалтерскими и юридическими вопросами. Подсказывает как получить лицензию, патент, все что требуется для деятельности и пр.)

3. Персонал и его обучение.
Помогает набрать персонал (предоставляет свои аккаунты на рекрутинговых сайтах, дает готовые требования к персоналу, должностные инструкции описание профиля должностей. В дальнейшем обучает персонал и самого франчайзи.

4. Скидки от поставщиков.
Франчайзи может получить закупочные цены на оборудование, ингредиенты, товар или прочее оснащение гораздо ниже средних цен по рынку. Происходит это за счет "эффекта масштаба" - чем крупнее сеть, тем больше скидки для нее предоставляют поставщики, поэтому каждый из франчайзи получает уникальную цену.

5. Маркетинг.
Франчайзер дает пошаговый маркетинговый план открытия и развития бизнеса: от аккаунтов в соцсетях до материалов для их ведения. Помогает выбрать оптимальные каналы продвижения.

6. Ноу-хау и секреты бизнеса.
Франчайзер дает франчайзи готовый инструментарий ведения бизнеса: как открывать, как развивать, как работать с клиентами, где их искать, как удерживать и др. Именно благодаря этим "готовым рецептам" и происходит серьезная экономия времени и средств при открытии бизнеса.

7. IT - составляющая.
Франчайзи получает доступ к программному обеспечению сети, готовым лучшим для данного вида бизнеса решениям, цифровизации и оптимизации бизнес-процессов.
Антикризисный консалтинг, Владельческий контроль, Проведение стратегической сессии, Бизнес-консультирование, Стратегический консалтинг, Операционный консалтинг, Управленческий консалтинг, Финансовый консалтинг, Оптимизация бизнес-процессов
Этапы разработки франшизы:

1. Определяем цели и задачи франчайзинга

Что делаем: формулируем задачи и цели франчайзинга. Необходимо понимать, чего вы хотите добиться благодаря франчайзингу? Какие задачи планируете решить и каких целей достигнуть? Франшизы создаются для разных целей и для их достижения используются различные методы.

Результат: определяется время, для достижения результата, какие инструменты, ресурсы будут задействованы и размер требуемого бюджета.

2. Делаем аудит предприятия и анализ конкурентной среды

Что делаем: изучаем бизнес клиента, структуру, бизнес-процессы, анализируем ситуацию в компании, проводим срез конкурентов. Особое внимание уделяем оценке клиентов, поставщиков, используемые технологии и производимую продукцию
Результат: результатом аудита и анализа является объективная оценка готовности организации к франчайзингу, плюс подробный план необходимых организационных, процессных, управленческих изменений для успешной реализации целей и задач франчайзинга пункта 1 данной статьи.

3. Формируем концепцию
Что делаем: определяем главные составляющие разрабатываемой франшизы, на основе которых будет строиться само франчайзинговое предложение.
Результат: определена целевая аудитория, обозначены методы отстройки от конкурентов, описаны форматы франчайзингового предприятия, ценности предложения и сформулирована стратегия вывода продукта на рынок.

4. Формируем уникальное торговое предложение

Что делаем: создаем привлекательную, неповторимую идею, выгодно отличающуюся от множества других.
Результат: Предложение показывает покупателю преимущества и выгоды, получаемые в результате приобретения возможности участия во франчайзинговой сети вашей компании.

5. Создаем руководство по фирменному стилю

Что делаем: создаем или обновляем корпоративный брендбук, то есть однозначные правила применения маркетинговых и иных материалов для правильного образа бренда.
Результат: у Вашего потенциального партнера не должно возникнуть ни одного вопроса по визуализации приобретаемого бизнеса, имея на руках сформированный бренд бук.

6. Регистрируем торговую марку в Роспатенте

Что делаем: готовим и подаем документы на регистрацию, ожидаем завершения процедуры регистрации. При этом есть возможность передачи лицензии на использование логотипа и ноу-хау организации, до завершения процедуры регистрации. Это один из законных, понятных и абсолютно прозрачных методов взаимодействия. Таким образом к моменту регистрации Вы можете обзавестись несколькими десятков франчайзи.
Результат: зарегистрированная ТМ (торговая марка) компании

7. Формирование финансовой модели

Что делаем: Документ, отражающий подробный расчет предполагаемых затрат на открытие франшизной точки, постоянных и переменных затрат на осуществление деятельности и прогнозируемой прибыли, а также сроки окупаемости, основанные на исследованиях и реальном опыте франчайзера.
Результат: сформированная финансовая модель бизнеса, универсальная или по направлениям.

8. Создание пакетных предложений
Что делаем: создаем пакетные предложения. их наполнение и ценности создаются, учитывая целевую аудиторию потенциальных покупателей. Требуется охватить максимальное количество сегментов возможных покупателей и сделать наиболее выгодное и персонифицированное предложение.
Результат: созданы пакетные предложения с учетом сегментов потенциальных покупателей

9. Оформление юридических документов

Что делаем: создаем пакет документации, максимально защищающий франчайзера и прозрачно регламентирующий все взаимодействия партнёров. От того, насколько подробно и прозрачно будут оформлены права и обязанности партнёров зависит успех совместного дела.
Результат: создан и утвержден необходимый пакет юридической документации.
Франчайзинг в нашей стране оформляется договором коммерческой концессии (договором, заключенным в письменной форме) и регулируется главой 54 Гражданского Кодекса РФ.

10. Упаковка предложения в Маркетинг-кит (marketing-kit)
Что делаем: создаём «Маркетинг-кит» - комплект маркетинговых материалов, способ продемонстрировать потенциальным покупателям, клиентам, поставщикам, в чем заключается отличие компании и ее преимущества. Продается не просто товар или услуга, а история компании.
Результат: Создан Маркетинг-кит компании, который включает в себя следующие аспекты:
  • Историю организации;
  • Информацию об отличиях Вашей компании от конкурентов;
  • Обращение собственника к будущим франчайзи;
  • Миссию, цели и ценности организации;
  • Информацию о сфере деятельности и самом бизнесе;
  • Портрет идеального франчайзи;
  • Публикации в СМИ, награды и сертификаты;
  • Форматы франшизы;
  • Преимущества и выгоды для партнёров;
  • Наполнение и стоимость франчайзинговых пакетов;
  • Описание процесса отбора партнёров;
  • Контактную информацию

11. Создание Landing Page

Что делаем: создаем Landing Page (посадочная страница на сайте компании).
Главной задачей «посадочной страницы» является побуждение посетителя к совершению целевого действия и дальнейшая конвертация в покупателя. От лэндинга зависит количество заявок, их стоимость и, в итоге, эффективность всей рекламной кампании.
Результат: создана требуемая «посадочная страница» согласно техническому заданию.

12. Создание Start-book (инструкции по запуску бизнеса) для франчайзи
Что делаем: создаем Start-book -пошаговую инструкцию, которая содержит полное описание действий, необходимых для подготовки и запуска франчайзи.
Результат: составлен Start-book, содержащий:
  • Рекомендации, требования по поиску и выбору помещения;
  • Рекомендации по компоновке помещений (как и чем, оборудовать);
  • Рекомендации по выбору и регистрации формы юр. лица;
  • Рекомендации, требования по подбору персонала;
  • И так далее

13. Описание бизнес-процессов, создание Franch-book

Что делаем: описываем основной бизнес-процесс с взаимосвязями и создаем Franch-book (книга франчайзи). В Franch-book входит весь Ваш опыт и рекомендации по подготовке, открытию и работе франшизного предприятия.
Результат: Создан четкий, понятный и структурированный документ (руководство), адаптированный для любого пользователя. В зависимости от сложности бизнеса он занимает до 150 страниц и имеет от 50 до 150 различных приложений, регламентов, инструкций, положений, чек-листов и т. п.

14. Создание и описание способов дополнительной монетизации франчайзинговой сети

Что делаем: используем для построения взаимо выгодного сотрудничества технологию B4B (business for business), то есть построения ценностного предложения для партнеров на основе сильных сторон своего бизнеса.
Результат: сформулированы и рассчитаны форматы ценностных предложений для партнеров франчайзи в части дополнительных услуг на основе собственного бизнеса.

15. Финальный аудит и корректировка
Что делаем: проводим финальный аудит и вносим завершающие корректировки.
Результат: поздравляем! Вы завершили формирование пакета документов и готовы к успешному развитию франчайзинга.
Заключение

Наша команда разрабатывает франшизы «под ключ» более 5 лет, если у Вас возникли вопросы, обращайтесь, мы поможем Вам на любом этапе! Звоните/пишите нам, с удовольствием встретимся и обсудим Ваши потребности в наших качественных консультационных услугах!

Спасибо за внимание !
Появились вопросы ? Хотите подробнее познакомится с направлениями нашей работы ? Переходите на главную страницу сайта, нажав на кнопку ниже.